МАОУ «Средняя школа № 27»
Петропавловск-Камчатский
  • РЕСУРСНЫЙ КЛАСС В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

    Автор: МАОУ "Средняя школа №27"
    С 1 сентября 2023 года в нашей школе по инициативе родителей детей с особенностями в развитии при поддержке администрации в кабинете 37 работает ресурсный класс.
    РЕСУРСНЫЙ КЛАСС В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ.

    ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА:
    Ресурсный класс (далее – РК) — это образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушениями развития учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Такая модель позволяет сочетать, в зависимости от потребностей и возможностей учащихся, индивидуальное обучение и социализацию.

    РК называют также отдельный кабинет, где такие дети отрабатывают разные навыки и умения, чтобы подготовиться к занятиям в обычном классе. Помещение РК делится на несколько функциональных зон:
    зона для индивидуальных занятий (там стоят специальные парты с высокими перегородками – здесь учащиеся приобретают и отрабатывают специальные навыки, без которых им тяжело обучаться);
    зона для групповых занятий (там находятся такие же парты, как в обычном классе, доска, стол учителя – здесь ребята привыкают работать на общих уроках);
    зона сенсорной разгрузки (там расположено разное оборудование, которое помогает детям справляться с сенсорными перегузками).
    Пять мальчиков с расстройством аутистического спектра (РАС) стали учениками первых классов (один зачислен в 1 «Б», два – в 1 «В», и еще два – ученики 1 «Г»).
    Что за особенности у этих ребят?
    Они необычно реагируют на то, что происходит вокруг. Ученые считают, что у таких людей мозг работает особым образом — не совсем так, как у обычных людей. Мозг человека — это самое сложное и загадочное, что есть в мире. У любого человека в голове есть огромная и очень сложная сеть, которая управляет нашими мыслями и телом. Чтобы мы сказали «здравствуйте» или подняли руку, мозг посылает специальные сигналы в разные части тела, и тогда язык или рука двигаются. Сигналу сложно найти правильный путь и дойти, например, до нужного пальца. Но у людей без особенностей он всё равно доходит куда нужно. А вот у людей с аутизмом где-то в огромной сети происходит сбой: сигналы путаются, а иногда и вовсе теряются. Тогда мозг и тело перестают понимать друг друга. И у учащихся возникают трудности. Например, кто-то не может ответить на вопрос, хотя знает ответ — сигнал от его мозга просто не дошел до его рта. А иногда части тела не могут правильно передать сигнал обратно в мозг — и тогда человек с аутизмом может бояться нестрашных вещей, например, громких звуков, толпы людей, от яркого света ему может быть больно, а вкусные конфеты могут показаться горькими.
    Может казаться, что они странно себя ведут. Просто таким детям трудно справиться с эмоциями. Они не знают, как преодолеть трудную ситуацию или усталость, и пока могут реагировать нестандартными способами, например, кто-то трясет руками или кружится, когда его что-то сильно удивило или обрадовало (так же, как некоторые люди прыгают от радости, хлопают в ладоши или вскрикивают от удивления).
    Иногда они разговаривают сами с собой. И на самом деле, обычно люди так делают постоянно, но они говорят про себя, а не вслух. Они тоже скоро этому научатся.
    Порой кажется, что они смеются без причины, но, скорее всего, причина есть. Просто о ней не знают другие дети и взрослые.
    Важно понимать, что заразиться этим нельзя, так как аутизм больше похож на особенность, чем на болезнь. Например, невозможно заразиться от другого человека особенностью быстро бегать. Так и аутизм не передается от человека к человеку, если люди играют вместе, здороваются за руку, сидят за одной партой и так далее. И при кашле или чихании аутизмом заразиться тоже нельзя: такие дети не заразны.
    К сожалению, врачи до сих пор не знают, как лечить аутизм. Может быть, когда вы станете взрослыми, ученые уже найдут лекарство от аутизма, и детей с такими особенностями можно будет вылечить. А пока мы можем стараться помочь ребятам справиться с их трудностями.

    Сейчас ученики с РАС занимаются только в помещении РК, потому что таким детям сложно сразу начать учиться в большом классе. Но когда они будут готовы (научаться сидеть спокойно, поднимать руку, чтобы ответить или спросить, просить о чем-то сверстников, например, о помощи и т.д.), то сначала будут взаимодействовать с одноклассниками на перемене, а потом попробуют на 10-15 минут выходить на обычные уроки в сопровождении тьюторов.

    ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА:
    Тьютор – это помощник, сопровождающий, личный учитель и опора ученика РК. Он есть у каждого ребенка и не только находится с учеником в ресурсной комнате, но сопровождает его вне класса. Роль тьютора исключительно важна: на протяжении всего учебного дня он помогает и поддерживает ребенка не только в классе, но и при его взаимодействии с учителями и учениками в школьной жизни.

    Вся работа коллектива РК нацелена на то, чтобы ученик с аутизмом как можно чаще участвовал в жизни школы, на переменах и уроках своего общеобразовательного класса. Усилия специалистов РК точно не напрасны, потому что ученики с каждым днем всё более уверенно ощущают себя среди разных людей, у них формируется все больше полезных навыков.
    Если у вас есть вопросы или предложения по работе РК, то всегда будем рады вашему визиту!
    Евгения ВДОВЕНКОВА, классный руководитель ресурсного класса.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie